Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
АТР РФ ДФО
www.dvkapital.ru
Четверг| 28 Сентября, 22:12 |
О КОМПАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ | ПОДПИСКА | RSS |
Амурская область
Еврейская автономная область
Камчатский край
Магаданская область
Приморский край
Республика Саха (Якутия)
Сахалинская область
Хабаровский край
Чукотский автономный округ
Курсы валют
1 USD 96.5 р.
1 EUR 101.98 р.
100 JPY 64.75 р.
10 CNY 13.19 р.
Тема номера
Главное — желание горожан: мастер-план Владивосток стал "самым народным" документом
свежий номер
Дальневосточный капитал № 06, 2020

Регион сегодня
28.09 |
45 работодателей Приморья получили субсидии за трудоустройство граждан
28.09 |
Более 200 ярмарочных площадок работает в Приморье
28.09 |
Ремонт дороги на Хороль завершается в Приморье
27.09 |
Штирлиц, Жеглов или Дукалис: приморский артист — о подъеме российских сериалов
27.09 |
Около 700 приморских семей направили средства материнского капитала на оплату детского сада
статьи раздела
Регион сегодня
13 Октября 2022, 14:18
Форум "Экспортный потенциал Приморья" пройдет во Владивостоке Форум для экспортеров пройдет во Владивостоке 1 ноября. Приморские предприниматели узнают о перспективах развития сотрудничества с Китаем, Республикой Корея, Вьетнамом, Индией, Малайзией, Индонезией. Зарегистрироваться можно по ссылке.
статьи раздела
Территория
17 Декабря 2021, 14:24
Петр Гоголев, председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия): Недропользователи не должны забывать про социальную ответственность Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока до 2024 года ставит важнейшую задачу - ускорение экономического роста темпами выше средних по России. В то же время Стратегия развития Республики Саха (Якутия), дополняющая Нацпрограмму, главной ценностью определяет человека и создание благоприятных условий для его развития. Это предполагает развитие человеческого капитала, сокращение уровня социально-экономической дифференциации между различными территориями, уровня социального расслоения и сохранение природы для будущих поколений
статьи раздела
Регион сегодня
21 Ноября 2021, 17:05
В аэропорту Владивостока продолжают приземляться вывозные рейсы Оказавшиеся в сложной ситуации граждане могут рассчитывать на помощь государства
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 16:46
Нацпроекты определяют рост Ускорение развития дальневосточных регионов, повышение в них уровня жизни населения и качества среды обитания опираются на задачи, определенные национальными проектами.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 15:42
Иностранные инвесторы: все ли планы в силе? Приморский край твердо намерен конкурировать за иностранные инвестиции. Индия, Китай, Корея, Япония реализуют масштабные проекты в регионе
статьи раздела

Актуально

  • Хабаровску - 160 лет
  • Адреса инвестиций. Приморский край
  • Туризм: Приморский маршрут
  • Недвижимость Владивостока
главная
Рекомендует: Регион сегодня
Регион сегодня Компании Партнеры Страницы истории
Часовой пояс Финансы Персона Восточное кольцо
Тема номера Рынки Кадры Криминал
Мнение Отрасль Территория Вкус жизни
Проект ДК Инновации Среда обитания Спорт
Регион сегодня

01 Июня 2005, 11:00 | Регион сегодня

Каждый должен нести свой чемодан

В середине мая институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах подвел итоги первой пятилетки. Пять лет исполнилось и самим федеральным округам. Когда-то решение о их создании, принятое Владимиром ПУТИНЫМ в первый год своего президентства, воспринималось как революционная веха. И породило массу всяческих комментариев и предположений. Сегодня аббревиатура ДВФО привычна и повседневна. А в активе полпредства достаточно значимых для региона дел. И уж точно за эти пять лет Москва стала чуть ближе к Дальнему Востоку.

В своем первом дальневосточном интервью, которое Константин Пуликовский дал именно нашему журналу, только что назначенный полпред сказал: "Мы провозгласили абсолютную независимость на всех уровнях управления и экономики. И в порыве не заметили, что благословили самую разрушительную ее форму - независимость страны от решений ее президента и правительства". Это был май 2000 г.

Вертикаль власти с появлением института полномочных представителей президента стала жестче, а взаимоотношения "центр - регионы" более прозрачными. И в этих процессах представитель президента стал "двойным агентом", лоббируя интересы территории в Москве и достаточно жестко проводя федеральные решения в округе.

Накануне юбилея Константин Борисович встретился за чашкой чая с журналистами ГТРК "Дальневосточная", газет "Тихоокеанская звезда", "Российская газета", "АиФ-Дальинформ", РИА "Интерфакс" и журнала "Дальневосточный капитал". Формат встречи за небольшим круглым столом располагал не к трибунному разговору, а доверительному.

- Константин Борисович, были ли за эти пять лет ситуации, когда хотелось бы стукнуть кулаком, пойти закурить. Что было самым ярким из сложного? - этот первый вопрос "ДК" заставил полпреда на несколько секунд задуматься и отложить в сторону приготовленные для разговора бумаги:

- Хотите за жизнь? Давайте. Было много событий значимых и весомых для дальневосточников, а значит, и для меня. Самым трудным и сложным, конечно же, был первый год работы. Мне пришлось открывать для себя Дальний Восток, и сейчас я считаю, что узнал его и полюбил. Теперь это, если хотите, часть меня, моей жизни. В чем была основная трудность? Вспомните, как неоднозначно воспринимались на всей территории ДВ и структура полпредства, и сам полпред.

В первые месяцы практически все губернаторы, руководители законодательных органов, назначенные федеральные чиновники восприняли нас достаточно ревностно. Кто-то считал, что раз полпред назначен президентом, значит, он должен решать абсолютно все вопросы и отвечать за все происходящее на этой территории? Знаете, если бы это было так, мне было бы легче работать, я привык в своей жизни отвечать всегда и за все. Но президент в своем указе обозначил для нас лишь часть своих полномочий, четко определив, что делать, чем заниматься. Ко мне шли люди разного уровня - руководители регионов, муниципальных образований, представители политической и бизнес-элиты, предприниматели, рядовые граждане и ставили вопросы и задачи, которые я просто не мог решить. В этом была самая большая трудность - я не мог оправдать их надежд.

Было много непонимания, всяких слухов, которые оказывали влияние на работу полпредства и мою лично. Например, в начале своей работы, а это было начало лета, я все свое время уделял северным территориям - на носу была зима, и мне хотелось посмотреть, как идет подготовка к ней. В Приморье, например, добрался только в октябре. Мне предъявляли претензии: "Почему вам Приморье не нравится?" Это преподносилось так, что я кого-то больше уважаю. А я всегда говорю: "10 субъектов для меня дороги как 10 пальцев: какой ни отрежь - все больно одинаково".

Кстати, может быть, и зря я в Приморье приехал позже всех. Именно в ту первую зиму здесь разразился настоящий топливный кризис. Это был такой катастрофический момент, в котором нужно было участвовать. Я же еще не знал людей, на которых можно было опереться, и в руководстве края, и в муниципальных образованиях, где в основном и варилась эта кухня ЖКХ. Все это школа. Постепенно приходили знания и людей, и процессов.

Кстати, вот эти знания и опыт - это бесценный багаж. Ведь вначале, сформировав свой аппарат, а он на 80% состоит из дальневосточников, я столкнулся с тем, что они не знают территорию. Я приглашал людей из разных краев и областей, нам приходилось познавать болевые точки регионов всем вместе. Сегодня я доволен своей командой.

- Существует такое понятие, как лоббизм. Как вам кажется, не стали ли сотрудники вашего аппарата лоббистами чьих-то конкретных интересов? Это человеческий фактор. Удается эту ситуацию держать под контролем?

- Однозначно скажу: внутреннего лоббизма в аппарате нет. Пролоббировать что-то у меня, как у полпреда, моим сотрудникам трудно, потому что мои функции четко прописаны и ограничены. А вот нам, полпредам и моим сотрудникам, приходится лоббировать интересы ДВ в Москве и, наоборот, проводить в жизнь решения, которые принимает федеральный центр, здесь, в регионах. Мы должны увязать эти вопросы. Поэтому мало людей во власти, которые бы к нам относились позитивно. В федеральном центре не нравится, когда мы отстаиваем интересы региона (а сила лоббизма полдпреда достаточно высокая, даже из-за должности, не говоря уже о личных качествах). Но и в регионах к нам тоже не всегда относятся с большой любовью. Но вот держимся пять лет и, думаю, еще будем держаться.

- Если в Москве вас не любят, значит ли это, что в федеральном центре отсутствует понимание того, что Дальний Восток - это особый район, который выходит в АТР, и с ним связано будущее России.

- Понимание есть, но порой оно остается в декларациях. Когда начинается конкретное планирование федеральных программ, финансирования объектов, приходится заниматься жестким отстаиванием своих интересов. Точно так же поступают и в Сибири, и на Западе, и на Юге - в этом жизнь. И кто сумеет более аргументированно, умело представить в федеральном центре интересы своих регионов, тот и выигрывает в этой борьбе. Ждать, что тебе кто-то на блюдечке что-то принесет, не приходится. Но я никогда не выражаю претензий к федеральному центру, если не получилось, значит, мы виноваты: я, губернаторы не смогли доказать перспективность наших предложений.

- Константин Борисович, как вы относитесь к объединению регионов? Это некая дань моде или экономическая необходимость?

- Основа любого успеха - это управление. Есть руководитель, команда, система управления, значит, есть результат. И в своем послании Президент России тоже говорил об этом: при объединении регионов важно решить главную задачу - создать надежную систему управления территорией.

Понимаю, вас интересует мое мнение о конкретном примере Корякии и Камчатки. Я сторонник этого объединения, но этот вопрос будут решать жители этих регионов. И Камчатка, и Корякия - это сегодня не очень богатые регионы, но потенциально у них огромные возможности жить лучше. Нужно наладить управленческую работу.

Давайте смотреть на существующие реалии. В Корякском автономном округе проживает около 26 тысяч человек. По большому счету, это даже не город, а небольшой поселок. Территория имеет ценнейшие породы рыб и краба, здесь добывают платину - неужели нельзя накормить 26 тысяч человек и обеспечить их теплом? При этом в округе 12 тыс. чиновников федерального, регионального и муниципального уровня с зарплатами порядка 80-100 тыс. руб. А кочегару котельной 1 тыс. руб. не могут выплатить, не находят денег. Конечно, эти 12 тыс. чиновников будут сопротивляться объединению. Считаем дальше: в округе проживает 6 тысяч пенсионеров не местных национальностей, это люди, которые когда-то приехали осваивать эту землю. Они готовы уехать, если им будут представлены жилищные сертификаты. Мы сейчас работаем в этом направлении. По предварительным расчетам, если в течение года они оттуда переедут, то расходы на жилищные сертификаты уже через год оправдаются. И из бюджета уйдет значительная затратная часть.

Остается порядка 8 тыс. рабочих рук, которые в состоянии работать в платиновой и рыбной отраслях и создавать валовой региональный продукт, наполнять бюджет. Кстати, этот субъект самый маленький по населению из всех 89 регионов РФ находится на 8-м месте по степени бюджетной обеспеченности. Эти деньги просто проедаются. Важно, чтобы люди это поняли и приняли правильное решение, объединение принесет пользу. Я думаю, такое решение должно состояться в октябре.

- А какова будущность армии чиновников? Какие-то не очень радужные перспективы их ждут.

- Если человек хороший специалист, знающий свое дело, он найдет себе место. Чиновников тоже не бросят, им будут предложены другие варианты. И депутатам тоже не нужно волноваться, если их избрали в окружной законодательный орган, то изберут и в объединенный. Я не вижу здесь больших проблем. Могут появиться проблемы у чиновников, не связанные с объединением регионов. Сегодня активно идет реформа местного самоуправления, которая оставляет все меньше и меньше функций определенным органам власти. А если и оставляет, то четко их определяет. Уже после избрания губернаторов по новой системе мы сделали интересный анализ структур управления в регионах. Мы, например, взяли законы, где расписаны полномочия региональной власти, и структуру администрации Приморского края. Есть определенные полномочия, а в структуре управления администрации края нет ни департамента, ни отдела, которые их выполняют. Но зато есть департаменты, для которых просто нет функций в четко прописанных полномочиях региональной власти.

То же самое в муниципальных образованиях. Реформа должна привить понимание того, что власти разного уровня должны все меньше и меньше вмешиваться в функции друг друга. Каждый должен нести свой чемодан, должно быть как можно меньше неэффективных командиров.

- Что будет с Чукоткой, когда с этой территории уйдут АБРАМОВИЧ и его менеджеры?

- Я думаю, ничего плохого не будет, Чукотка будет развиваться. Я много раз говорил: "То, что сделала на Чукотке управленческая команда Романа Абрамовича, это пример того, как должен развиваться депрессивный регион". Там работают не деньги губернатора, а дочерние предприятия "Сибнефти", и бюджеты ЧАО и муниципальных образований пополняются за счет предприятий, которые зарегистрированы в Анадыре или в муниципальных образованиях и платят соответствующие налоги в бюджеты.

Сегодня многие наши регионы изучают этот опыт и начали такую же работу. Почему в Хабаровском крае все крупные предприятия зарегистрированы в Хабаровске? Если они ведут деятельность в муниципальных образованиях, они должны зарегистрировать там свои дочерние предприятия или филиалы, нужно выводить офисы прибыльных компаний в муниципальные центры, у них должны быть градообразующие предприятия. Если в муниципалитете нет возможности наполнять бюджет, то судьба таких населенных пунктов со временем будет под вопросом.

Есть еще один актуальный аспект организации жизни в таких депрессивных регионах. Люди хотят жить в благоустроенных городах. Заработав деньги на горнодобывающих, рыбных предприятиях, которые, как правило, находятся в отдаленных населенных пунктах, люди своим детям строят жилье в краевых центрах. Кто хотел уехать в Москву, уже уехали. Люди хотят жить здесь, на Дальнем Востоке, но они хотят, чтобы у них был весь комплекс социальных услуг. Я думаю, что будущее Дальнего Востока - это сеть мегаполисов.

Там же, где идет освоение природных ресурсов, должен быть организован вахтовый метод работы. Он уже сейчас внедряется на Чукотке, в Магаданской области. Полузаброшенных поселков там практически нет. Вахты работают в благоустроенных временных поселках, а люди живут в комфортабельных городах. А вот в Корякии этим не занимались.

- Каков срез человеческих проблем, с которыми обращаются в аппарат полпреда жители Дальнего Востока? На что жалуются люди, как вы реагируете на эти обращения?

- Обращений действительно очень много. Но мы не оказываем помощи конкретному человеку, который просит, чтобы ему починили крышу или заасфальтировали дорогу возле дома. Это, к сожалению или к счастью, не наша функция. Мы анализируем обращения, ведем мониторинг - как власть того или иного региона реагирует на эти проблемы. Если из какого-то муниципального образования приходят письма с одинаковыми обращениями, мы начинаем разговаривать с руководством, заставляем их эти вопросы разрешать. Процентов на 99 это получается.

Половина обращений касается деятельности системы правоохранительных органов и судебного производства. Это больная точка в нашей деятельности. Повлиять на действия правоохранительных органов достаточно сложно, судебных органов - еще сложнее. По большому счету, повлиять можно, если полпред президента скажет: "Сделай вот так", чиновник поморщится, пожалуется какому-то начальнику, а все равно сделает. Но я этого почти никогда не делаю, потому что если один раз так сделаешь, то как тогда говорить о независимых следствии, суде? Это будет блеф. Мы берем на контроль письма, пытаемся независимо расследовать просьбы и жалобы, но не вмешиваемся в эти действия. Можем заслушать руководство, разобраться, почему принято такое решение, но это ни в коем случае не давление. Такой принцип у меня и моих сотрудников. У меня очень большая надежда, что именно такой подход заставит правоохранительные органы работать более эффективно, но пока в этой области не все нормально. Это, к сожалению, факт.

- Коррумпированная бюрократия - это настоящая беда нашего государства. Об этом говорил и президент в своем послании Федеральному Собранию. Какие рычаги борьбы с этим злом есть у вас?

- Только те, которые дал мне своим указом Президент России. Прежде всего это право при назначении согласовывать кандидатуры всех федеральных чиновников и окружного, и регионального уровня. У меня нет права самому предлагать кандидатуры, но есть очень весомое право - вето, и, когда необходимо, я им пользуюсь. При этом я не обязан ни перед кем отчитываться, почему не подписал согласование на того или иного человека. Но каждое такое непростое для меня решение - это результат обстоятельного изучения биографии человека, его дел, результатов, которых он смог достичь. Это очень важно, как человек прожил жизнь и какой оставил след. За каждым из нас тянется шлейф дел, и он должен быть светлым. Для государственного чиновника - это самый важный критерий.

Теги:
Версия для печати



Loading...




Новости раздела
  • Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
  • ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
  • Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
  • Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
  • Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
  • В России дорожает авиасообщение
  • Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
  • Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
  • Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
  • Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%





Опрос Спецпроекты Интервью Аналитика
Наши партнеры
Администрации Сми Полезные ссылки Статистика
Проект ДК
30 Октября 2020, 12:30
Сельское хозяйство: между потерями и обретениями Среди перспективных отраслей экономики края сельское хозяйство более десяти лет занимает ведущие позиции по объемам привлеченных инвестиций. Итогом такой активности стали появившиеся в регионе новые производства, которые позволили увеличить объемы продуктов питания, выпускаемых приморскими предприятиями, и в целом повысить показатели обеспеченности Приморского края собственной продукцией.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 11:00
Артем принимает вызов На глазах город Артем Приморского края становится все более комфортным для жизни. Есть видимые для глаз перемены - ведется комплексное благоустройство, строятся парки; и есть менее заметные, - во многом изменились отношения местной власти и бизнеса. О том, на каких принципах они строятся, как город содействует привлечению инвестиций, мы говорим с Вячеславом Квоном, главой Артемовского городского округа.
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 09:20
Энергетика Приморья: этапы развития Новые энергообъекты должны обеспечить возросшие потребности бизнеса и решить проблему надежности
статьи раздела
Проект ДК
30 Октября 2020, 09:00
Лесопромышленный комплекс: переработка выходит на первый план Инвестиционные проекты в отрасли поддержаны на федеральном и региональном уровне
статьи раздела
о компании | свежий номер | проект ДК | реклама | архив | подписка | rss | поиск | контакты
© 2000-2022 Сетевое издание ДВ Капитал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Издательская компания "Золотой Рог" (ОГРН 1162536095358)
И.о. главного редактора: Цирлина Мария Владимировна
Адрес: 690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Некрасовская д. 36 «Б», офис 606;
Телефоны: +7 (423) 245-04-85, +7 (902) 052-23-78; Email: [email protected]
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-80974 от 30 апреля 2021 г.; зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Содержит информационную продукцию категории 18+.
џндекс.Њетрика