Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
АТР РФ ДФО
www.dvkapital.ru
Среда| 21 Мая, 15:22 |
О КОМПАНИИ РЕКЛАМА АРХИВ | ПОДПИСКА | RSS |
Амурская область
Бурятия
Еврейская автономная область
Забайкалье
Камчатский край
Магаданская область
Приморский край
Республика Саха (Якутия)
Сахалинская область
Хабаровский край
Чукотский автономный округ
Курсы валют
1 USD 80.31 р.
1 EUR 89.97 р.
100 JPY 55.27 р.
10 CNY 11.16 р.
Тема номера
Приморский край борется за звание "Столица финансовой культуры"
свежий номер
Дальневосточный капитал № 06, 2020

Регион сегодня
20.05 |
От +4 до +22°С и дожди: синоптики рассказали о погоде в Приморье
19.05 |
Грозы с ливнями накроют Приморье: синоптики предупредили о штормовом ветре
18.05 |
Дожди, туман и сильный ветер ожидаются 18 мая в Приморье
17.05 |
Достаём плащи: дожди вернулись в Приморье
16.05 |
Затишье перед бурей? Невероятно жаркое лето +36°С обрушилось на Приморье в мае
статьи раздела
Регион сегодня
01 Января 2025, 00:42
Олег Кожемяко осуществил новогодние желания маленьких приморцев В преддверии новогодних праздников заветные желания маленьких приморцев начинают сбываться. Так, Губернатор Приморского края Олег Кожемяко передал подарки от Деда Мороза двум маленьким приморцам: шестилетнему Мирону Глушаку из Тернейского муниципального округа и четырёхлетней Ольге Алимпиевой из Арсеньева.
статьи раздела
Часовой пояс
23 Декабря 2024, 23:25
Родители ребят с ОВЗ обсудили вопросы образования и трудоустройства с представителями власти Приморья Третья встреча клуба "На равных", призванного помогать гражданам решить непростые жизненные ситуации, состоялась в Приморье. В этот день участниками клуба стали родители детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Они обсудили с представителями власти вопросы образования и трудоустройства таких ребят.
статьи раздела
Тема номера
22 Сентября 2024, 15:00
Почти на 70% выполнен национальный проект по жилью в Приморье Темпы строительства жилья увеличивают в Приморье. На сегодняшний день в крае уже введено почти 60 многоквартирных домов, больше всего – в столице Дальнего Востока.
статьи раздела
Часовой пояс
16 Сентября 2024, 14:28
Социальные предприниматели Приморья могут найти кадры и получить рекламу на радио при господдержке Открыт прием заявок на две актуальные для социальных предпринимателей меры поддержки: "Размещение двух вакансий на HeadHunter" и "Размещение рекламы на радиостанции". Такой формат господдержки поможет социальному бизнесу Приморья продвигать свои услуги в осенний период и найти профессиональные кадры для расширения штата.
статьи раздела
Отрасль
19 Апреля 2024, 16:37
24 протокола составили на нарушителей противопожарного режима в приморских лесах Лесничие и инспекторы в Приморье составили 24 протокола в отношении нарушителей особого противопожарного режима на землях лесного фонда. ОПР действует в большинстве муниципалитетов и подразумевает крупные штрафы за пренебрежение правилами пожарной безопасности.
статьи раздела

Актуально

  • Хабаровску - 160 лет
  • Адреса инвестиций. Приморский край
  • Туризм: Приморский маршрут
  • Недвижимость Владивостока
главная
Рекомендует: Регион сегодня
Регион сегодня Компании Партнеры Страницы истории
Часовой пояс Финансы Персона Восточное кольцо
Тема номера Рынки Кадры Криминал
Мнение Отрасль Территория Вкус жизни
Проект ДК Инновации Среда обитания Спорт
Вкус жизни

19 Июля 2019, 09:00 | Вкус жизни |

"Катание на автомобиле? Глупое и бессмысленное занятие"

С чего начинался "Зеленый угол"?

3 мая 1908 года Владивосток встречал необыкновенных путешественников. На одном из пароходов в город прибыли участники знаменитого международного авторалли «Нью-Йорк - Париж». Того самого, о котором через 57 лет Блэйк Эдвардс снимет зубодробительную и очень популярную в СССР комедию - «Большие гонки», с Джеком Лемоном, Тони Кёртисом и Натали Вуд в главных ролях. Это потом, в 90-е, Владивосток станет автомобильной столицей Дальнего Востока, а в начале XX века железный конь с большим трудом прописывался на окраине российской империи. Порой даже со скандалами.

Кто и откуда привез во Владивосток первый автомобиль, до сих пор остается загадкой. Одни утверждают, что первопроходцем был купец Дикман, который в 1906 году из Германии доставил авто марки «Бенц», другие - что военное ведомство, вывезшее машины из Порт-Артура. Однако точно известно, что одним из первых автомобилистов в городе стал купец 2-ой гильдии Иона Карлович Бергау, который в конце августа 1906 года обратился в городскую управу со следующим заявлением: «Имею честь покорнейше просить городскую управу не отказать в выдаче мне разрешения ездить на автомобиле и трехколесном моторе (мотоцикле - прим. ред.) по улицам города Владивостока для показания публике и своих надобностей». Разрешение он получил уже через несколько дней - 2 сентября того же года, с условием, чтобы при передвижении по городу владелец авто и мотоцикла: «… подчинялся обязательным постановлениям о порядке пассажирского и грузового движения на автомобилях, напечатанным в Известиях Санкт-Петербургской Городской Думы 1900, № 7,11, 27, 36, 40». Да, именно так. Собственных правил дорожного движения еще в городе не было, пришлось подстраиваться под столичные. Гонял ли купец Бергау на трехколесном мотоцикле по городу, неизвестно. Но стремительное пополнение автопарка во Владивостоке привело к тому, что уже на следующий год, а именно 2 сентября 1907 года, Городская Дума приняла обязательное постановление для жителей г. Владивостока «О порядке движения по г.Владивостоку на автомобилях». Всего 19 пунктов, но каких ! «… П.2. При железных шинах вес автомобиля как с пассажирами, так и с грузом не может превышать 250 пудов (4,5 тонн). П.4. К управлению автомобилем допускаются только те лица, которые по осмотру их врачом будут признаны свободными от таких органических недостатков, которые мешают управлять автомобилем (близорукость, глухота и т.д). П.10. Скорость движения автомобилей не должна превышать 12 верст в час (12, 8 км - прим. ред.); про переездах и поворотах скорость должна быть уменьшена. П.12. Автомобили должны двигаться по правой стороне улиц, не выпуская во время следования ни дыма, ни пара…» и так далее. К слову, правила движения Городская Управа редактировала два раза, в 1915 и 1919 году, всякий раз ужесточая наказания за их нарушения.

И понеслось, поехало. Уже в 1907 году группа местных энтузиастов отправилась на автомобиле в автопробег до г. Никольск-Уссурийска. По разбитой грунтовой дороге под проливным дождем любители авто добирались в соседний город аж 8 (!) часов. Но все-таки добрались.

А потом случился знаменитый автопробег Нью-Йорк - Париж. Из стартовавших с Таймс-сквер 12 февраля 1908 года шести экипажей во Владивосток прибыли четыре: американский, немецкий, французский и итальянский. Здесь гонщики задержались на несколько дней. Поиски бензина превратились в приключение и …шантаж. По легенде, командир американского экипажа Джордж Шустер (по совместительству корреспондент газеты The New-York Times ), получив отказ от управляющего ТД «Кунст и Альберс» продать бензин конкурентам соотечественников, пригрозил скандалом и публикацией соответствующих статей в ведущих американских газетах, которые наверняка не принесли бы пользы деловой репутации дальневосточной компании. Так или иначе, конфликт все же был улажен. С другой стороны, автомобилисты были с большой помпой приняты Приморским обществом спорта, устроившим для них, а заодно и для горожан, на местном ипподроме импровизированный праздник. В честь гостей провели скачки и заезды велосипедистов. Те, в свою очередь, сделали несколько кругов по ипподрому, преодолевая предварительно специально положенные препятствия, и, поблагодарив за теплый прием, отправились дальше. В путь. В Париж!


 

Афиша знаменитого автопробега Нью-Йорк – Париж. 1908 г.

Для провинциального города, к коим Владивосток, безусловно, относился, это событие стало знаковым. Автомобили и раньше пытались здесь продавать, но мягко говоря, без особого успеха. В 1907 году безы- мянный господин в течение полугода через газету «Дальний Восток» безуспешно пытался избавиться от приобретенного где-то французского автомобиля «Де Дион-Бутон». Ищи дураков! В том же году хорошо известная в городе фирма «Вальдекер и Поппель» предлагала всем желающим привезти автомобиль любой марки из Европы. Желающих не нашлось.

С 1908 года все поменялось. Благодаря вышеупомянутому событию, городские предприниматели наконец-то разглядели в автомобиле коммерчески выгодный продукт. Торговый Дом «Кунст и Альберс» стал представителем фирмы «Бенц». Да еще каким! На что уж военные консервативны, но и они приобрели несколько немецких грузовых и легковых автомобилей и использовали их на строительстве фортификационных сооружений владивостокской крепости. Братья Синкевичи, местные короли в сфере продаж канцелярских товаров, взялись реализовывать «Форды». Знаменитый «Форд - Т» («жестянку Лиззи» ), выпускавшуюся в США миллионными партиями и доступную там даже обычному рабочему. Однако, во Владивостоке эти автомобили продавались просто по космическим ценам: дубль фаэтон - 2375 рублей, торпедо-дорожное - 2175 рублей, ландоэ - 3175 рублей. Нужно напомнить, что зарплата русского квалифицированного рабочего, например, составляла 50-60 рублей. Приблизительно столько же получали телефонистка и постовой городовой. Поэтому позволить себе купить новый автомобиль мог только очень состоятельный человек. Такой как, например, предприниматель Михаил Пьянков, который, приобретя авто, долгое время беззаботно и лихо разъезжал по городу без номеров.

 


 

Обязательное постановление, которое были взято за основу для разработки правил движения автомобилей по г.Владивостоку

 


 

 

Автомобили на ул. Светланской

 

К 1914 году число автомобилей во Владивостоке увеличилось настолько, что Городская Управа ввела транспортный налог, взымая по 3 рубля с каждой индикаторной (лошадиной) силы двигателя автомобиля. Нововведение вызвало бурное негодование среди автовладельцев, которые под разными предлогами избегали его уплаты. Чаще всего это был просто саботаж. Злостных неплательщиков, а среди них было немало известных личностей (М.Пьянков, Х. Циммерман, Джиблло-Сокко), отлавливали с помощью полиции. Для последней сущим наказанием стала борьба с любителями прокатиться с ветерком. Наличие ограничения скоростного режима, прописанного черным по белому в правилах, отнюдь не сдерживало новоявленных гонщиков. Это часто приводило к авариям, иногда с человеческими жертвами. В 1916 году в одном из номеров газеты «Дальний Восток» разъяренный автор писал: «..Что за катание на автомобиле? Оно само по себе глупо и бессмысленно, но уж если человек одержим этой глупостью, то езжай за город и мчись там до тех пор, пока не сломается машина. Но летать по городу и давить народ?»

С 1913 года во Владивостоке работало такси, четыре автомобиля «Владивостокской автомобильной компании» предоставляли свои услуги всем желающим, но публика еще долго пользовалась привычным видом транспорта - извозчиками.

Разразившаяся в 1914 году Первая мировая война внесла свои коррективы в автомобильную жизнь города. В связи с мобилизацией, в городе стала остро ощущаться нехватка квалифицированных шоферов. Газеты пестрели от объявлений: требуются, требуются, требуются квалифицированные водители. Нередки были и перебои с бензином. Часть авто была выкуплена у частных владельцев для нужд армии.

Но все это были только цветочки, по сравнению с ягодками времен Гражданской войны!

В связи с высадкой иностранного экспедиционного корпуса, проще говоря, интервентов, со своим собственным автопарком, число автомобилей на городских улицах выросло в несколько раз. По самым скромным подсчетам, их было от 300 до 400 единиц, без учета автомобилей консульств и различных организаций (Красный Крест, ХСМЛ и др.) Выросло и число дорожно-транспортных происшествий с участием иностранных военных. «Один американский автомобиль 23 декабря несся с невероятной скоростью по Китайской улице. У Покровской церкви автомобиль переехал ломового извозчика китайца Сы Ен Чина. Лошадь испугалась и опрокинула телегу. Сы Ен Чин получил сильные ушибы и в бессознательном состоянии отправлен в городскую больницу». Это - всего лишь один абзац из хроники происшествий газеты «Дальний Восток», а таких происшествий и случаев было много, счет шел на десятки, сотни. А самое главное, найти виновников подобных инцидентов было невозможно. Автомобили интервенты не регистрировали, ездили без номеров, начальство виновников ДТП покрывало, и все им сходило с рук.

Интересно, что именно в годы Гражданской войны во Владивостоке, с огромным трудом, пробил себе дорогу общественный автомобильный транспорт. В начале 1919 года Городская управа дала разрешение гражданам А.С.Цабадзе и И.Д.Циркано открыть автобусное сообщение между Вокзалом и Луговой по таксе 3 рубля с пассажира в один конец. Через год на линии работало уже шесть автобусов. Автобусный парк находился в частных руках, и некоторые издержки того частного извоза очень хорошо знакомы и сегодня. Например, автоперевозчики регулярно, несколько раз в год, ссылаясь на растущие материальные затраты и инфляцию, ставили вопрос о повышении стоимости за проезд. Не менее знакома и ситуация с таксистами. В декабре 1919 года в городе в этой сфере работало уже 29 автомобилей. В числе самых распространенных жалоб на таксистов были грубость и требование с пассажиров платы сверх установленной таксы. Справедливости ради нужно сказать, что сбор в пользу города с таксистов был в 6 раз больше, чем с легковых извозчиков, и в три раза больше, чем с автобусников. К тому же, таксистов часто в принудительном порядке привлекали на разные непрофильные работы. Например, на дежурство в контрразведке, для развоза ее сотрудников по служебным делам.

К началу 1923 года количество автомобилей в городе резко сократилось: вывезли свои, а заодно и чужие, автомобили войска интервентов. Большинство автомобилей местного транспорта пришло в негодность, и своими остовами украшали полуразрушенные пакгаузы и гаражи. Нехватка квалифицированных кадров (шоферов и механиков) усугублялась еще и тем, что всех загоняли в профсоюзы, без рекомендации которого получить работу в городе было практически невозможно. Что уж говорить о нехватке запчастей и горюче-смазочных материалов. Все это привело к тому, что автомобильный транспорт в городе постепенно утратил с таким трудом завоеванные позиции. И лишь с начала 30-х годов он стал привычным городским атрибутом. Но это уже другая история.

На вехнем фото: Форд-Т – знаменитая «жестянка Лиззи», хозяйка владивостокских дорог в начале XX века.

Дмитрий Рыкунов

Журнал "Дальневосточный капитал", июль, 2019 год.  
 

Теги: Владивосток  Зелёный угол 
Версия для печати



Loading...




Новости раздела
  • "Посмотри на Владивосток": Взгляд на другую планету
  • Лучше гор могут быть только пещеры
  • Сын омнибуса, внук кареты
  • Кони в "шашечках"
  • "Диалоги" международного масштаба
  • Во Владивостоке назвали победителей кинофестиваля
  • "Мадонна делла Лоджиа" - первая леди ВЭФ
  • "Катание на автомобиле? Глупое и бессмысленное занятие"
  • "Ресурсы и возможности Бизнеса для эффективной Деятельности"
  • Владивосток - беговая столица России





Опрос Спецпроекты Интервью Аналитика
Наши партнеры
Администрации Сми Полезные ссылки Статистика
Регион сегодня
02 Января 2025, 00:44
#ПозывнойКультура: Дед Мороз поздравил участников СВО в госпитале ТОФ с наступающим Новым годом В преддверии Нового года агитбригада #ПозывнойКультура побывала в госпитале Тихоокеанского флота в субботу, 28 декабря. Для участников СВО, находящихся на лечении и реабилитации, прозвучали музыкальные поздравления. Со словами самых теплых пожеланий подарки военнослужащим вручила заместитель Председателя Правительства Приморского края – министр культуры и архивного дела Елена Бронникова.
статьи раздела
Loading...
RedTram
Регион сегодня
31 Декабря 2024, 00:41
Губернатор Приморья оценил оснащение Индустриального колледжа в Арсеньеве Очередной день работы Губернатора Приморского края Олега Кожемяко в муниципалитетах региона начался с посещения Приморского индустриального колледжа в Арсеньеве. Глава региона изучил новое оборудование, на котором готовят специалистов технических специальностей.
статьи раздела
Регион сегодня
28 Декабря 2024, 20:38
Комплекты быстровозводимых мостов начали поставлять в Приморье Началась поставка средних автодорожных разборных мостов (САРМ) для проведения аварийно-восстановительных работ на дорогах Приморья. Всего на следующий год закуплено 11 комплектов. При необходимости комплекты САРМ будут использованы для оперативного восстановления проездов во время паводков.
статьи раздела
Регион сегодня
24 Декабря 2024, 23:24
Почти 900 сотрудников предприятий Приморья уже владеют бережливыми технологиями благодаря нацпроекту "Производительность труда" Итоги реализации национального проекта "Производительность труда" и планы на будущее озвучил министр экономического развития Приморья Андрей Блохин на награждении команды Регионального центра компетенций. За четыре года работы нацпроекта реализовано 78 проектов по внедрению бережливых технологий на предприятиях края.
статьи раздела
Часовой пояс
04 Декабря 2024, 14:42
Лучших среди будущих защитников Отечества выявили на фестивале ГТО в Приморье Фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" состоялся в приморской столице 28 и 29 ноября. К движению присоединилась допризывная молодежь Приморского края.
статьи раздела
о компании | свежий номер | проект ДК | реклама | архив | подписка | rss | поиск | контакты
© 2000-2025 Сетевое издание ДВ Капитал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Издательская компания "Золотой Рог" (ОГРН 1162536095358)
И.о. главного редактора: Голубь Андрей Александрович
Адрес: 690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Некрасовская д. 36 «Б», офис 606;
Телефоны: +7 (423) 245-04-85; Email: priem@zrpress.ru
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-80974 от 30 апреля 2021 г.; зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Содержит информационную продукцию категории 18+.
џндекс.Њетрика